НЕФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Как-то, от знакомого художника, я услышал, что настоящее искусство не может быть функциональным. То есть, настоящий шедевр не может иметь практического предназначения. Наверное, это, действительно, так, да и не хотелось бы спорить с уважаемым человеком.

 

Но червячок сомнения гложет меня всякий раз, когда я вижу породистый антикварный автомобиль, созданный гением человеческого разума, а не бездушным компьютером. Современные автомобили настолько похожи друг на друга, что различить их, зачастую, можно только приглядевшись к эмблеме. Это и есть последствия компьютерного проектирования. Большинство самых изящных машин было создано в довоенной Германии.


Они выделялись не только внешностью, но и виртуозно спроектированной механикой. Но даже среди них выделялись автомобили марки Horch. Они никогда не были доступны простым смертным, поэтому каждый экземпляр мог бы рассказать много интересного о своих хозяевах!

В «Музее техники Вадима Задорожного» проживают два таких автомобиля. Роднит их то, что оба они двухдверные кабриолеты, с кузовами, производства фирмы Glaser. В те, стародавние времена, установка заказного кузова на понравившееся шасси была обычным явлением, для людей со средствами, разумеется.

Один из этих автомобилей — Horch 930V – Sportroadster. Подобных ему экземпляров, во всём мире, известно ещё три, из десяти выпущенных. История его начиналась лирично. В 1939 году эта роскошная машина была преподнесена какой-то фрау в качестве свадебного подарка. Но девушка недолго красовалась перед подружками обновкой. Известные события развели их жизненные дорожки. Как сложилась судьба невесты знать нам не дано, ну а измученный автомобиль, в начале тысячелетия, обнаружили в Грузии. Долгие годы он был гордостью эксцентричного сына гор и украшением аула, но ветхость сокровища заставила хозяина пересмотреть приоритеты, и Horch 930V уехал в столицу бывшего СССР. Четыре года, проведённые в реставрационной мастерской «Музея техники Вадима Задорожного», вернули шедевру былое величие и сделали его украшением экспозиции.В истории второго автомобиля — Horch 830 BL тоже любовная завязка. В 1936 году некий американский предприниматель, сотрудничавший с фирмой Bosch, заказал машину для своей возлюбленной, польки по происхождению. Причём, машин с такими кузовами было изготовлено всего два!

Вскоре началась Вторая мировая Война и возлюбленные в спешке покинули Германию, бросив подарок. Для Horch наступили тяжёлые времена. Лишённые сантиментов вояки приспособили машину для нужд армии, переделав её в грузовичок. Пять лет лишений и тягот обезобразили редчайший автомобиль, но судьба, всё ж, оказалась к нему благосклонна. Он не пропал, подобносотням тысяч собратьев, а был разыскан и сохранён коллекционером из ГДР, Яном Хайнрихом.

Попытка восстановить утраченное ни к чему не привела, и Horch 830 BL был продан Петеру Кирхбергу – крупному специалисту по истории и реставрации Horch. Работа продолжилась уже на другом уровне, но всё-таки не была завершена полностью. В 2005 г. машину приобрёл «Музей техники» и она прошла полную реставрацию в «ООО Ретромеханика».

После этого нельзя не задуматься над словами того художника… Стали бы люди прилагать колоссальные усилия и терять десятилетия своей драгоценной жизни на реставрацию рядовой машины? Восстановление, по крупицам, утраченного напоминает, кропотливостью, возрождение «Данаи». Искушение созиданием – основа любого творчества. Ну а создание автомобильных шедевров, а также их реставрация – один из самых виртуозных видов творчества. Кто же после этого скажет, что это не искусство, тем более, что у слов «искусство» и «искушение», «искус» один корень.

 

Алексей Стрелков

Наши друзья и вещущие рубрик поделятся с вами своими секретами! Work with us?